Когда речь заходит о защите программного обеспечения, одна из первых ассоциаций — технологии цифрового управления правами (DRM). Одной из самых узнаваемых DRM-систем в своё время была SecuROM. Её имя внушало одновременно уважение у разработчиков и раздражение у пользователей. Сегодня мы разберёмся, что такое SecuROM, зачем её создали, что она привнесла в индустрию, почему вызвала шквал критики и как её история закончилась.

Что такое SecuROM?

SecuROM — это система защиты от копирования, разработанная немецкой компанией Sony DADC (Digital Audio Disc Corporation). Она использовалась для защиты игр и другого программного обеспечения, начиная с 1990-х годов. Основная цель этой технологии заключалась в предотвращении несанкционированного копирования и пиратского распространения дисков.

На техническом уровне SecuROM применяла методы шифрования и проверки аутентичности оригинального диска. Один из ключевых механизмов — использование «тайных» меток (signature) на диске, которые невозможно воспроизвести с помощью бытовых приводов.

Эта система активно внедрялась в игры, начиная с хитов вроде The Sims и заканчивая громкими релизами, такими как BioShock и Crysis Warhead. Однако вместо того, чтобы стать спасением для издателей, SecuROM вызвала множество вопросов и протестов.

Зачем была нужна SecuROM?

Создание SecuROM стало ответом на две основные проблемы, с которыми столкнулась игровая индустрия в 1990-е и 2000-е годы:

Рост пиратства. На заре популярности CD-ROMов пиратство стало массовым явлением. Копирование дисков стало доступным каждому, а убытки издателей росли.
Защита инвестиций. Разработка игр требует колоссальных вложений. Издатели искали способы минимизировать потери от нелегального распространения своих продуктов.

SecuROM обещала издателям защиту от пиратов и сохранение доходов. Но вместе с этим технология принесла множество проблем для законных пользователей.

Что дала SecuROM?

На первый взгляд, SecuROM предоставляла ряд преимуществ:

Защита контента. Игры с SecuROM были значительно сложнее скопировать, особенно на начальных этапах её внедрения.
Сдерживание пиратства. В первые годы после появления SecuROM действительно удалось временно замедлить пиратство.
Технологическое развитие. SecuROM стимулировала разработку более сложных методов защиты, которые позже вдохновили создание новых DRM-систем.

Однако вместе с этими преимуществами SecuROM принесла серьёзные проблемы.

Кому мешала SecuROM?

Здесь начинается самая противоречивая часть истории. SecuROM встретила колоссальное сопротивление как со стороны пользователей, так и от разработчиков. Вот почему:

Ограничения для пользователей. Игроки столкнулись с рядом неудобств, связанных с использованием SecuROM. Например, некоторые игры требовали постоянного наличия диска в приводе, что делало процесс запуска неудобным. Кроме того, SecuROM ограничивала количество установок игры — если игрок превысил лимит (например, переустановил игру на новом ПК), он терял доступ к своему приобретённому продукту.
Проблемы совместимости. SecuROM нередко конфликтовала с системным ПО. Были случаи, когда игры с SecuROM отказывались запускаться на компьютерах из-за установленных виртуальных приводов (например, Daemon Tools). Кроме того, сам процесс установки защиты мог нарушить работу операционной системы.
Вредоносное поведение. Некоторые пользователи и исследователи безопасности сравнивали SecuROM с руткитами. Технология встраивалась в операционную систему так глубоко, что её удаление становилось практически невозможным без специального ПО.
Противодействие пиратам, но не на долго. Вопреки обещаниям разработчиков, взлом SecuROM становился лишь вопросом времени. Пиратские группы активно искали уязвимости и находили способы обхода защиты. В итоге система стала скорее раздражителем для честных пользователей, чем реальной проблемой для пиратов.

Как взломали SecuROM?

Взлом SecuROM происходил в несколько этапов. Наиболее сложные версии технологии, включая SecuROM 7, стали настоящим вызовом для пиратских групп, однако их усердие и техническая изобретательность оказались сильнее.

Анализ защиты. Специалисты по обратной разработке анализировали процесс запуска игр, находя критические точки, где происходила проверка подлинности.
Создание кряков. Пиратские группы начали выпускать кряки — модифицированные исполняемые файлы, которые обходили защиту. Это позволило запускать игры без оригинального диска или проверок SecuROM.
Эмуляция меток. Для самых сложных версий SecuROM создавались специальные инструменты, эмулирующие «тайные» метки на дисках. Это позволяло обойти защиту, даже если игра требовала уникальные данные для запуска.

К концу 2000-х годов SecuROM больше не считалась надёжной защитой. Взлом одной из версий мог быть использован для обхода всех последующих игр с аналогичной защитой.

SecuROM сейчас

Падение SecuROM началось ещё в 2010-х годах, когда на смену DRM-защите на физических носителях пришли онлайн-сервисы, такие как Steam, Origin и Uplay. Эти платформы предлагают встроенную защиту игр через аутентификацию учётной записи, что делает использование таких технологий, как SecuROM, устаревшим.

Официальная «смерть» SecuROM наступила в 2017 году, когда Microsoft объявила, что Windows 10 больше не поддерживает эту технологию. Это означало, что тысячи игр с SecuROM просто перестали запускаться на современных системах.

Тем не менее, проблемы, которые она создала, остаются актуальными. Владельцы старых игр вынуждены искать патчи или обходные решения, чтобы запускать купленные продукты. Некоторые энтузиасты создают инструменты для «ремастеринга» игр без использования оригинальной защиты, фактически продолжая борьбу с наследием SecuROM.

Denuvo: современный преемник SecuROM

Появившийся в 2014 году, Denuvo стал эволюцией DRM, где вместо физической защиты, как у SecuROM, используется сложное шифрование игровых файлов и постоянная проверка подлинности. В отличие от SecuROM, он эффективнее против пиратов, но также вызывает критику за снижение производительности игр и неудобства для пользователей. Хотя Denuvo не избавлен от взломов, его успешность в защите новинок заметно выше, чем у SecuROM.

Заключение

История SecuROM — это классический пример того, как хорошая идея может потерпеть крах из-за плохой реализации. Она стала символом DRM-защиты, которая приносит больше вреда, чем пользы. SecuROM пыталась защитить игры, но вместо этого оттолкнула пользователей, навредила репутации издателей и, в конечном счёте, не смогла остановить пиратство.

Сегодня её место заняли более современные и менее навязчивые технологии. Но уроки SecuROM важны: защита должна быть удобной для пользователей, иначе даже самые лучшие технологии обречены на провал.

Подробнее…

​  

​Сообщения блогов группы «Личные блоги» (www.securitylab.ru)

Read More

Ваша реакция?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x