Governance — это стратегическое управление компанией и взаимоотношениями между органами власти (собственники, акционеры, совет директоров, правление). Менеджмент — это оперативное управление компанией и взаимодействием ее структурных подразделений. Другими словами, все процессы и взаимоотношения на уровне генерального директора (президента) и выше — это Governance. Все, что ниже этого, — это Менеджмент.
Governance, в отличие от management – это основные принципы и правила системы власти в компании, которые обязаны соблюдать все органы управления, включая высший орган, утверждающий эти правила. Оно регламентирует отношения между органами управления компании, а не между органом управления и подчиненным. Ключевым отношением, регулируемым посредством governance, является отношение между владельческой и управленческой (менеджерской) позициями по поводу распределения полномочий и ответственности между ними. Governance предполагает обязательное разделение властей, а не концентрацию всей полноты власти у кого-то одного (владельца или менеджера). Governane скорее схематизируется окружностью, а менеджмент – треугольником с вершиной вверх.
Часто прослеживается тенденция ставить приравнивать Governance к менеджменту. Понятие менеджмент, в первую очередь, охватывает процессы планирования, реализации и мониторинга с целью достижения заданных результатов. Менеджмент включает в себя процессы, структуры и договоренности, предназначенные для мобилизации и трансформации имеющихся физических, человеческих и финансовых ресурсов для достижения конкретных результатов. Менеджмент относится к частным лицам или группам лиц, уполномоченных на достижение заданных результатов.
Системы власти (Governance) устанавливают параметры, в соответствии с которыми функционируют системы менеджмента и администрирования. Governance определяет каким образом власть распределяется и разделяется, как формулируются политики, устанавливаются приоритеты и подотчетность заинтересованных сторон.
Таким образом Governance соотносится с Management как Стратегия и Тактика. В следующей таблице суммируются различия между ними:
Governance (стратегия) | Management (тактика) |
---|---|
Устанавливает нормы, стратегическое видение и направление, формулирует высокоуровневые цели и политики. | Управляет организацией в соответствии с широкими целями и направлениями установленными органом власти. |
Надзирает над менеджментом и производительностью организации, чтобы гарантировать, что организация действует наилучшим образом в интересах общества и, более конкретно, заитересованных сторон, в соответствии со своей миссией. | Реализует решения в контексте миссии и стратегического видения. |
Направляет и надзирает над менеджментом, чтобы гарантировать, что организация достигает установленных целей и результатом, а также что она действует благоразумно, этично и законно. | Принимает операционные решения и политики, информирует и образовывает органы власти. |