Федеральный закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе» обязывает банки в первую очередь возмещать своим клиентам ущерб, понесенный в результате электронного мошенничества, а затем уже искать виновных, хотя большинство электронных краж в системах ДБО и прочих системах денежных переводов происходит из-за халатности и неосведомленности самих клиентов, не соблюдающих элементарных правил безопасности при пользовании банковскими картами и расчетными системами. Поэтому Положение Банка России №382-П обязывает банки осуществлять информирование клиентов о правилах информационной безопасности, хотя банки и так в этом кровно заинтересованы.
При информировании клиентов банки имеют возможность воспользоваться готовыми рекомендациями Банка России, например, можно воспользоваться ПИСЬМОМ ЦБ РФ от 22 ноября 2010 г. N 154-Т «О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ И О ПОРЯДКЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ», а также письмом Банка России от 02.10.2009 N 120-Т О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт». Можно также воспользоваться памяткой «Управление «К» предупреждает», в которой даются рекомендации специалистов Управления «К» МВД России о том, как защитить свой компьютер от вредоносных программ, уберечься от мошенничества с банковскими пластиковыми картами и не попасться на удочку злоумышленников, прибегающих к телефонным и sms-мошенничествам.
Некоторые банки не ленятся разрабатывать и собственные рекомендации для своих клиентов, часть из них вызывает не только улыбку. Примеры подобных рекомендаций как-то публиковались в журнале BIS Journal по результатам соответствующего исследования, проведенного компанией Pointlane. Вот некоторые из них:
- «Если вы забыли ПИН, не сообщайте его при звонке в банк»
- «Не применяйте физическую силу при вводе карты»
- «Запоминайте инструкции и обычный текст, при помощи которого с вами общается банкомат. Любые необычные инструкции и обращения — повод для сомнений!»
- «Если накладка поверх гнезда для ввода карточки в банкомат вызывает сомнения — можно подергать ее на себя. Несанкционированно установленные устройства, как правило, крепятся с помощью двухстороннего скотча и если их потянуть на себя, то они быстро отвалятся»
- «Не используйте карту в устройствах, не предназначенных для этого, например, телефонных аппаратах или турникетах метро»
- «Не используйте банковскую карту как закладку в книге»
- и т.п.
и наконец самая важная рекомендация:
- «Никаких рекомендаций по безопасности мы вам дать не можем. Мошенники стали такими изобретательными, что от них сложно защититься и дать какие-то рекомендации. Вот будете вы пользоваться банкоматом или в магазине расплачиваться картой, а там скиммер злоумышленника стоит … и все!» (п … ц)