В британском законодательстве с 2000 года существует инструкция, утвержденная государственным секретарем, под названием Телекоммуникации (Законная бизнес-практика) (Перехвата коммуникаций). The Telecommunications (Lawful Business Practice) (Interception of Communications) Regulations 2000. В этом документе четко сформулировано какие способы перехвата коммуникаций являются разрешенными.
Имеет ли право работодатель просматривать электронные сообщения и прослушивать телефонные переговоры своих работников? На каких условиях и какие формальности при этом необходимо соблюдать, чтобы не нарушать законодательство, гарантирующее тайну переписки и телефонных переговоров?
Эти вопросы уже достаточно подробно разбирались:
- Комментарий к статье 138 УК «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»
- Верховный суд США поставил свою точку в споре о перлюстрации электронной переписки работников предприятия
Когда перехват коммуникаций осуществляется с согласия лиц, в них участвующих, здесь все более менее всем понятно. Закона это не нарушает. Сложнее разобраться в ситуациях, когда перехват коммуникаций осуществляет без явно выраженного согласия участников коммуникаций или когда такое согласие сложно или невозможно получить, либо сложно доказать получение согласия.
Обращение к британскому законодательству как-раз и позволяет разобраться с такими ситуациями, а заодно и более четко определиться с теми формулировками, которые необходимо использовать во внутренней политике организации в области мониторинга внешних коммуникаций и предотвращения утечки информации.
В пояснительной записке к Инструкции «Телекоммуникации (Законная бизнес-практика) (Перехвата коммуникаций)» сформулированы основные условия для легализации перехвата бизнес-коммуникаций:
(Данная Инструкция не относится к перехвату коммуникаций, который производится с согласия лиц, участвующих в коммуникациях, поскольку это итак не запрещено законом).
Условия перехвата коммуникаций
Перехват коммуникаций может осуществляться:
- только с разрешения лица, осуществляющего бизнес (включая деятельность государственных органов, органов власти и прочие виды выполнение должностных обязанностей),
- только в целях, соответствующих данному бизнесу,
- и только при использовании телекоммуникационных систем, принадлежащих данному бизнесу.
Цели перехвата коммуникаций
Перехват коммуникаций допускается только для следующих целей:
1. мониторинг или запись коммуникаций:
- для установления наличия фактов, для удостоверения соответствия внешним и внутренним регламентирующим документам (практикам) или процедурам, а также для удостоверения или демонстрации соответствия стандартам, которое должно быть достигнуто (контроль качества и тренинги)
- в интересах национальной безопасности (в этом случае только определенные, наделенные соответствующими полномочиями, должностные лица могут осуществлять перехват)
- для предотвращения или выявления преступлений
- для расследования или выявления случаев несанкционированного использования телекоммуникационных систем, или
- для защиты и обеспечения эффективного функционирования системы
2. мониторинг входящих коммуникаций для определения того, являются ли они бизнес-коммуникациями или персональными коммуникациями
3. мониторинг коммуникаций (обращений) в анонимные телефонные службы помощи
Ключевое условие перехвата коммуникаций
Перехват коммуникаций допускается только при условии, что оператор соответствующей телекоммуникационной системы предпринял все разумные усилия для информирования пользователей о возможности перехвата их коммуникаций.