Продолжающееся развитие рынка электронного документооборота и рост внимания к защите данных, пересылаемых в цифровом виде, как со стороны бизнеса, так и со стороны регуляторов, стимулируют продвижение технологий электронно-цифровой подписи во все отрасли экономики. Тем не менее, пока большая часть подобных намерений остается декларативной, а компании ждут «перезагрузки» этого сектора.

Использование электронной цифровой подписи с каждым годом находит все большее применение. Принятый в 2002 году закон об ЭЦП дал правовую основу для перехода на безбумажную технологию. В соответствии с требованиям законодательства шло внедрение систем сдачи налоговой отчетности и отчетности в пенсионный фонд РФ, внедрялись системы дистанционного банковского обслуживания, переводились в электронный вид аукционы и тендеры, включая государственные закупки. В конце 2009 года в госдуму был внесен проект нового закона «Об электронной подписи». По замыслу авторов, он должен сделать использование электронной подписи более доступным. Тем не менее, неочевидно, что только это сдерживает развитие ЭЦП в России.

Основные направления использования ЭЦП

Сегодня применение технологии ЭЦП является вполне реальным и доступным для значительного числа людей. Этому в значительной мере способствовало широкое распространение банковских систем по обслуживанию клиентов, систем сдачи отчетности. Начинает формироваться понимание того, что использование подписей может существенно облегчить обмен и хранение документов, а вновь принимаемые законодательные акты лишь ускоряют этот процесс.

Как и в предыдущие годы, на первом месте – системы сдачи отчетности. В уходящем году фактически все ведомства, принимающие ту или иную отчетность у юридических лиц, предоставили им возможность отчитываться в электронном виде. На первом месте по внедрению таких решений – Федеральная налоговая служба. Интенсивно развивается система сдачи отчетности в пенсионный фонд, который стабильно удерживает по популярности второе место. По степени охвата свыше половины налогоплательщиков отчитываются в электронном виде, а в ПФР сдают отчеты свыше трети страхователей. Подключились к этому виду отчетов ФСС, Росстат и некоторые другие ведомства.

Второе направление, получившее значительное развитие именно за прошедший год – электронные торги по государственным закупкам. Этот год прошел под знаком активной подготовки к повсеместному переходу к электронной торговле, так как с 1 января 2011 года все государственные учреждения будут обязаны производить закупки только на электронных торговых площадках.

Развивается применение ЭЦП и в сегменте В2В. В плане охвата сегментов электронного бизнеса Россия начинает «догонять» развитые западные страны. По мнению Алексея Сабанова, заместителя генерального директора «Аладдин Р.Д.», кроме указанных направлений активно развиваются электронное правосудие, здравоохранение, социальные льготы и трансграничная торговля.

Владимир Смирнов, генеральный директор компании «Сигнал-Ком», считает, что принятые законодательные акты дали толчок к появлению сервисов межкорпоративного юридически значимого электронного документооборота, а также совершенно новых для нашего рынка сервисов электронного нотариата.

Расширение сферы применения ЭЦП не может происходить без поддержки на законодательном уровне. Основополагающим законодательным актом на сегодняшний день является 1-ФЗ «Об ЭЦП». В его развитие за последнее время было принято большое количество законов и подзаконных актов, направленных на реализацию задачи по созданию электронного правительства. Среди них можно отметить такие, как № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (изменения внесены в 26 законов), № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ» и др.

Правда, принятие основополагающих законов еще не означает немедленное претворение их в жизнь. Василий Овчинников, эксперт компании ЭОС, считает, что пока стоит говорить больше об ожидании выхода законодательных актов, чем об уже вышедших и вступивших в силу. Так, 229-ФЗ появился некоторое время назад и подогрел уже существенно повышающийся интерес к использованию цифровых подписей. Реализация же его, возможно, будет после принятия подзаконных актов органами исполнительной власти.

В то же время, существуют и иные мнения. В частности, Павел Плотников, руководитель департамента продвижения решений и продуктов корпорации «Элар», считает, что существенного развития в применении ЭЦП на данный момент не наблюдается по той простой причине, что действующий закон «Об ЭЦП» не смог обеспечить правовые условия для широкого применения цифровой подписи.

Электронные счета-фактуры уже возможны

После длительных обсуждений на законодательном уровне было принято решение о возможности использования в электронном виде документа, который является основанием для исчисления налога на прибыль и НДС – счета-фактуры. При этом все равно остался ряд оговорок, отдающих решение об использовании этого документа в электронном виде на откуп хозяйствующих субъектов и на их договоренность между собой.

Эксперты считают, что от принятого закона в выигрыше окажутся и государственные, и частные компании. В России на настоящий момент ежегодно оформляется более 20 миллиардов счетов-фактур помимо сотни миллиардов страниц договоров, счетов, актов, соглашений и тому подобных документов. До принятия этого решения разрешение хранить в электронном виде с ЭЦП остальные первичные бухгалтерские документы мало кого интересовало – в любом случае, обмен бумажными документами был необходим – в налоговом кодексе была четко зафиксирована обязанность выставлять счет-фактуру на бумажном носителе. Это делало невозможным использование полноценного документооборота с контрагентами.

Одним из обязательных условий перехода на электронные формы является использование ЭЦП, что, тем самым, увеличивает ее необходимость и ценность для предприятий. Если раньше большинство компаний применяли ЭЦП лишь для предоставления отчетности, то с будущего года открывается возможность использовать ее в безбумажном документообороте со своими контрагентами.

Тем не менее, в принятом законе ничего не говорится о том, как хранить эти счета-фактуры, хотя проблема длительного хранения подписанных документов – одна из самых существенных при использовании ЭЦП. Она носит и технический, и юридический характер. Это связано с периодом действия сертификатов: по действующему закону подпись может быть признана действительной и после истечения срока действия при соблюдении определенных условий, в частности, при использовании механизма штампов времени. Но и этот механизм основан на работе с сертификатами, также имеющими пусть и более долгий, но ограниченный срок действия. По мнению специалистов компании ЭОС, пока не появятся возможности для законной реализации длительного хранения (например, техническое переподписание документов) с сохранением юридической значимости, все остальные решения следует рассматривать весьма скептически.

Электронная подпись взамен электронно-цифровой Выше отмечалось, что в государственной думе готовится ко второму чтению новый закон об электронной подписи. Он в значительной степени отличается от действующего, и многие понятия трактует иначе. Среди специалистов в области использования ЭЦП споры вокруг проекта нового закона начались еще на стадии его подготовки. В частности, свои замечания к законопроекту в совместном письме опубликовали компании «Топ-кросс», «Инфотекс», «Сигнал-КОМ».

В случае же его принятия необходимо обеспечить правопреемственность существующих порядков, чтобы не парализовать уже налаженные процессы. Одновременно с этим законопроект в данной его редакции все также остается законом непрямого действия и не решает основную проблему начала использования ЭЦП: необходимости подписания сторонами соглашения, где было бы определено, как и в каком виде считать документы подписанными, а цифровые подписи верными.

Алексей Сабанов считает, что обсуждаемый законопроект в части применения электронной подписи не несет никаких революционных мотивов, особенно для государственных органов. В ней имеется некоторое послабление на применение разных видов подписи. Причем если область применения усиленной подписи ясна, то где использовать простую подпись — на сегодняшний день не совсем понятно. Например, на западе простая подпись (в терминах законопроекта) практически не применяется.

Риски остаются

Главный риск при использовании ЭЦП – человеческий фактор — заключается в получении доступа постороннего лица к секретному ключу владельца. Для этого сегодня не требуется даже физического доступа к носителю – существуют «шпионские» программы, которые научились похищать секретные ключи из оперативной памяти компьютера. Именно на этом основываются многочисленные хищения денежных средств в различных системах. Для снижения этих рисков разработаны специальные носители с криптографией «на борту» и уже началось их внедрение.

Отдельного упоминания заслуживают юридические риски. К сожалению, сегодня само использование цифровой подписи – риск для бизнеса. До сих пор существующие законодательные акты регламентируют ее применение, а признание значимой слишком расплывчато и неявно. Как следствие, в случае судебного разбирательства всегда есть риск того, что подпись, казалось бы, сделанная с учетом всех существующих правил, будет признана недействительной в силу различного толкования этих самых правил. Для снижения этого риска контрагентам очень важно заранее определить понятие ЭЦП, описать все документы и их машинное представление, регламентировать процедуры разбора конфликтных ситуаций. В противном случае в суде никто не станет разбираться с непонятным набором данных и всей спецификой технических форматов.

Еще один риск, который отмечают эксперты, связан с ограничением срока действия ЭЦП. Если в организации по каким-то причинам не успели «переподписать» документы, то они потеряют юридическую силу, а признание документов, сертификат подписи которых уже истек, юридически значимыми — весьма опасная практика.

Что дальше?

Летом 2010 года произошла «тихая электронная революция». 27 июля 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал свыше пятидесяти законов, среди которых четыре, о которых уже говорилось выше, оказывают непосредственное влияние на применение ЭЦП. Законодательные акты приняты в развитие программы «Электронное Правительство», что означает, что эта программа получила необходимый законодательный импульс. Очень важно, чтобы дальнейшее развитие законодательства давало равные «права» как обычным документам, так и документам в электронном виде, не делая между ними жестких разграничений.

В связи с этим можно говорить о том, что перспективы использования электронно-цифровой подписи являются самыми обширными. Помимо применения ЭЦП в сферах B2B и G2B прогнозируется ее распространение и на рынке G2C, чему будет активно способствовать развитие услуг электронного правительства и его фронт-офиса — портала государственных услуг. ЭЦП в этих системах будет применяться там, где возможны правовые последствия, а также как средство подтверждения авторства, неотказуемости и обеспечения целостности передаваемой информации.

Необходимо решать вопрос и о создании единого пространства доверия, о чем говорилось неоднократно, но каких-либо действий на законодательном уровне до сих пор нет. Создание же ведомственных систем с различными требованиями как к удостоверяющим центрам, так и к сертификатам, пока отрицательно сказывается на возможности решения этой проблемы.

Автор: Михаил Абрамзон

Источник: cnews.ru

Ваша реакция?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x