ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 августа 2000 г. N 654 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКВЫ (в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
Целенаправленная деятельность городской администрации в области устойчивого развития Москвы позволила достичь приемлемый уровень безопасности населения и города в целом.
Активная социальная политика обусловила стабилизацию демографической обстановки, снизила напряженность между различными слоями населения. Наметилась тенденция роста промышленного производства, началось возрождение научного и культурного потенциала столицы. Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки. Сформировалась положительная тенденция сокращения преступлений. Создана и успешно функционирует московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, безопасность Москвы не является достаточной. Экономическая и политическая нестабильность в стране, снижение жизненного уровня населения, старение основных производственных фондов, стремительный рост количества террористических актов обусловливают сохранение различных видов угроз устойчивому развитию Москвы. В то же время реализуемые сегодня городские программы не в полной мере учитывают все аспекты безопасности населения и территорий столицы от угроз внутреннего и внешнего характера.
В целях формирования единой городской политики в области обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз различного характера Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию безопасности Москвы (приложение).
2. Департаментам, комитетам, управлениям и городским организациям при формировании перспективных планов развития подведомственных организаций руководствоваться положениями Концепции безопасности Москвы, утвержденной настоящим постановлением.
3. Научно-техническому совету комплексной программы «Безопасность Москвы» обеспечить в 2000 году разработку стратегии реализации Концепции безопасности Москвы, в том числе перечня первоочередных городских целевых программ.
4. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы обеспечить государственную экспертизу городских инвестиционных программ в части их влияния на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В трехмесячный срок представить в установленном порядке в Правительство Москвы Положение о порядке проведения государственной экспертизы.
5. Для повышения эффективности научных исследований в области безопасности столицы:
5.1. Создать при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы экспертный совет (далее — Совет) с участием представителей городских организаций и научных учреждений, специализирующихся в данной области.
Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы в двухмесячный срок представить на утверждение председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы проект положения о Совете и его состав.
5.2. Предложить ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» начиная с 2001 года предусматривать ежегодное выделение не менее 5,5 млн. рублей на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разделу «Безопасность населения» Программы развития науки и технологий.
При увеличении общего объема финансирования по статье городского бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» предусмотреть соответствующее увеличение расходов на финансирование раздела «Безопасность населения».
6. Москомархитектуре совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы при формировании программы приоритетных работ по реализации Генерального плана развития Москвы предусмотреть вопросы обеспечения безопасности населения и территорий столицы.
7. Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы регулярно представлять в Правительство Москвы аналитический доклад о состоянии защиты населения и территорий столицы от чрезвычайных ситуаций.
Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы в IV квартале 2000 года представить на утверждение Правительства Москвы Положение об аналитическом докладе.
8. Департаменту науки и промышленной политики совместно с городскими организациями в рамках выставочной деятельности обеспечить пропаганду достижений Москвы в области безопасности населения и городских объектов.
9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации организовать освещение основных направлений Концепции безопасности Москвы в средствах массовой информации.
10. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы в декабре 2000 года доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
(п. 11 в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 22 августа 2000 г. N 654
КОНЦЕПЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ МОСКВЫ
Концепция безопасности Москвы (далее — Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности устойчивого развития города, жизни и здоровья населения Москвы, его прав и свобод в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и угроз (далее — угрозы).
Она является основой для:
— разработки стратегии обеспечения безопасности Москвы;
— совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, города;
— разработки и реализации целевых программ по обеспечению безопасности столицы от конкретных угроз;
— формирования и проведения единой политики городских властей, экономических и социальных структур, населения города в области обеспечения безопасности Москвы.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства и другие, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Устав города Москвы и законы города Москвы.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
В Концепции отражены проблемы безопасности Москвы, жизненно важные интересы города, его населения и каждого гражданина, основные виды угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по обеспечению безопасности Москвы.
1. Состояние безопасности города
В Москве ведется целенаправленная работа по повышению безопасности столицы.
В первую очередь это относится к предупреждению социальных конфликтов за счет ограничения роста безработицы (до 1% трудоспособного населения), оказания социальной помощи малообеспеченным, частичной компенсации из бюджета города Москвы затрат на жилищно-коммунальные услуги, доплат неработающим пенсионерам, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
В последние годы в Москве стабилизировалась демографическая обстановка, прекратились спад рождаемости и рост смертности.
Значительные усилия предпринимаются по сохранению промышленного и научного потенциала столицы за счет дотирования из бюджета города Москвы предприятий, научных организаций, вузов, финансирования разработок и производства наукоемких изделий.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки за счет снижения выбросов с ТЭЦ, внедрения нейтрализаторов выбросов на автотранспорте, ликвидации свалок, использования современных технологий утилизации отходов, очистки территории города от различного рода загрязнений.
Принимаются активные меры по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения города за счет создания страховых запасов продовольствия, санаций из бюджета города предприятий, имеющих приоритетное значение для жизнедеятельности столицы, ремонта и профилактики коммунальных сетей.
Происходит определенное снижение зависимости от импорта за счет развития производств в Москве и Московской области, воссоздания старых и формирование новых межрегиональных связей.
Укрепляется связь Москвы и Московской области в решении всего комплекса социально-экономических, природоохранных и других задач.
Создана и функционирует Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы законодательной и нормативной правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов безопасности города.
Активизируется деятельность по совершенствованию работы надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих потенциально опасных объектах и в проектных документах на новое строительство.
Более эффективно стала действовать система оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Наметилась положительная тенденция сокращения преступлений, особенно среди несовершеннолетних, существенно сократилось количество разбойных нападений, краж, случаев мошенничества.
Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению общего уровня безопасности Москвы, расширению спектра и многообразия внутренних и внешних угроз, действующих как в рамках переходного периода, переживаемого Россией в целом, так и во все более усложняющихся условиях развития человечества.
Все чаще террористические акты из области возможных угроз переходят в области реальных чрезвычайных ситуаций. Наблюдается тенденция активизации деятельности экстремистских группировок в России и зарубежных странах.
В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации промышленных объектов особую опасность представляет возможность инициирования ими техногенных катастроф и применения средств массового поражения.
Во взаимоотношениях между странами все чаще стали использоваться силовые способы достижения политических целей без надлежащих решений со стороны Совета безопасности ООН. Это чревато дестабилизацией обстановки во всем мире и делает реальными для столицы военные угрозы.
В условиях ослабления государственного надзора, недостаточной эффективности правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивается риск катастроф техногенного и природного характера.
Усиление криминализации, происходящее в целом в стране, негативно сказывается на общественно-социальной и экономической обстановке в столице, на обеспечении личной безопасности граждан.
Становление новых условий жизни сопровождается размежеванием людей по уровню доходов и качеству жизни.
Изменения в социальной, экономической, экологической и прочих сферах, усиление конфронтационности в экономических, политических, духовно-нравственных, межнациональных областях делают ситуацию в Москве чреватой возможными крупными поворотами и чрезвычайными ситуациями.
Все это требует разработки и принятия стратегических мер по стабилизации экономической и социальной обстановки, улучшению обеспечения безопасности города.
2. Жизненно важные интересы города
Жизненно важные интересы города представляют собой совокупность интересов каждого отдельного жителя, общественных, производственных и иных законопризнанных коллективов и города в целом.
Интересы жителя Москвы состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных крупных городов развитых стран.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению установленных законодательством задач.
Интересы города включают установление политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей города и его структур. При этом в конкретных сферах проявления интересы Москвы заключаются в следующем:
в сфере общественной безопасности:
— в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений террористической деятельности;
— в ликвидации условий возникновения явлений криминального характера;
— в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопорядка;
— в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности;
в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
— в создании городской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
— в совершенствовании организационно-правовых основ функционирования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;
— в развитии и поддержании в готовности сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в техногенной сфере:
— в обеспечении безопасности производственных структур, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;
— в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения города;
— в рациональном размещении производительных сил города;
— в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз;
в социальной сфере:
— в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность;
— в повышении уровня и качества жизни жителей города, искоренении бедности, обеспечении достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, в преодолении кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечении здоровья населения;
— в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;
— в доступности для всех жителей медицинского обслуживания, транспорта, связи;
— в поддержке семьи как первоначальной ячейки общества;
в оборонной сфере:
— в создании условий для эффективной деятельности предприятий оборонного профиля;
— в создании и ведении эффективной системы гражданской обороны;
— в укреплении связей города и военных учреждений России;
— в проведении активной военно-патриотической работы среди молодежи;
— в своевременном и полном выполнении мероприятия мобилизационной подготовки;
в экологической сфере:
— в оздоровлении природной среды, восстановлении приемлемого уровня экологической обстановки в городе;
— во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в Генеральный план развития города;
— в учете факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов;
в области экономики:
— в повышении инновационной и инвестиционной активности;
— в защите интересов отечественных производителей, повышении конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Москве;
— в борьбе с экономическими преступлениями, с коррупцией;
— в обеспечении перехода экономики на модель устойчивого развития;
— в обеспечении развития и эффективного использования научно-технического потенциала города;
— в четком функционировании и развитии инфраструктуры города;
— в углублении сотрудничества Москвы и Московской области, в развитии межрегиональных связей;
— в разумном, отвечающем интересам жителей города проведении экономических преобразований (приватизации, акционировании и т.д.);
в области духовной жизни, культуры и науки:
— в духовном возрождении общества, утверждении высокой нравственности, гуманизма и культуры, развитии многовековых духовных традиций;
— в обеспечении доступности образования, культурных ценностей всем членам общества;
— в развитии науки, поддержании научного потенциала города на высоком международном уровне, создании условий для прекращения оттока ученых из науки в другие сферы деятельности, отъезда за границу;
во внутриполитической сфере:
— в соблюдении основополагающих прав граждан на жизнь и безопасность, в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности государственной власти и ее институтов, завершении становления демократического общества;
в международной сфере:
— в обеспечении традиционных связей со столицами государств — членов СНГ;
— в установлении двусторонних связей с крупнейшими городами мира на основе всестороннего сотрудничества и взаимопонимания;
— в развитии туризма, привлечении иностранных граждан для ознакомления с достопримечательностями города, создании комфортных условий для их пребывания в городе;
— во всестороннем поддержании русской диаспоры за рубежом.
3. Возможные угрозы безопасности Москвы
Разработка мер по улучшению состояния безопасности города, механизма их реализации осуществляется с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, города в целом.
Наиболее характерными являются следующие группы угроз: социальные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные, экологические, информационные, психологические, криминальные, террористические, военные. Эти угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы.
Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономического развития России и Москвы как субъекта Федерации и в разные периоды могут изменяться. Эти изменения должны отражаться в последующих разделах Концепции, в стратегии ее реализации и программных мероприятиях.
Значимость угроз усиливается особенностями Москвы:
— Москва исторически является духовным центром русской земли. Ее влияние на судьбу России имеет определяющее значение;
— Москва — столица России, ее политическая, социальная, нравственная и культурная атмосфера — залог здорового общественного климата всех земель России и ее народов;
— Москва — один из крупнейших городов мира и ей присущи все проблемы городов-мегаполисов;
— Москва — крупнейший промышленный центр России, ее вклад в общие экономические показатели страны является определяющим;
— Москва — крупнейший транспортный узел страны, от состояния которого зависит функционирование всей транспортной системы России;
— Москва — крупнейшее сосредоточение финансовых и информационных потоков, обеспечивающих развитие России;
— Москва — центр научной и культурной жизни государства, сосредоточение значительной части национального достояния;
— Москва — уникальный исторический и архитектурный мировой центр, объект градостроительной деятельности особого регулирования.
Террористические угрозы
Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особую опасность он представляет для крупных городов, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более крупномасштабными, многоликими по преследуемым целям и видам проявления. Терроризм получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники.
К основным угрозам террористического характера относятся:
— нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);
— взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы);
— похищение людей и захват заложников;
— захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;
— нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;
— вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);
— нарушение психофизического состояния людей путем программированного поведения и деятельности целых групп населения;
— кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети;
— внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;
— проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
— применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;
— отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
— искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение террористической угрозы, являются:
— сочетание организованных террористических организаций с большим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;
— появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.);
— расширение спектра способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных и др.);
— немотивированность и непредсказуемость так называемого «неразборчивого» терроризма, когда насилие направлено не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей;
— рост «интеллектуального» уровня терроризма пропорционально темпам развития техники и науки.
Реализация указанных угроз может привести:
— к нарушению на длительный срок нормальной жизни города;
— к созданию атмосферы страха;
— к большому количеству жертв.
Криминальные угрозы
Усиление криминализации всех сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь города.
К основным криминальным угрозам относятся:
— усиление криминального давления на жизнедеятельность города;
— возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;
— переход под контроль криминальных групп банков, экономических, торговых и посреднических центров;
— возможность проникновения преступных авторитетов в выборные органы законодательной власти государства и города, а также в правоохранительные органы;
— влияние криминальных структур на рыночные цены на продукты питания.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальной угрозы, являются:
— отсутствие достаточно проработанного законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на местном уровне;
— недостаточный уровень профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью;
— поделенность сфер влияния среди различных криминальных структур;
— значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и не зарегистрированных установленным порядком граждан из кавказского региона;
— слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по политическим мотивам.
Реализация указанных угроз может привести:
— к появлению атмосферы страха и неуверенности в обществе;
— к возможности перехода реальной власти в городе к преступным авторитетам;
— к парализации экономических преобразований;
— к обесцениванию демократических завоеваний.
Угрозы коммунально-бытового и жилищного характера
Для нормальной жизнедеятельности города и его населения жизненно важное значение имеет устойчивое и надежное коммунально-бытовое обеспечение, устойчивость систем жизнеобеспечения города и решение жилищных проблем.
К основным угрозам коммунально-бытового и жилищного характера относятся:
— повышение аварийности на инженерных коммуникациях и источниках энергоснабжения;
— возможность воздействия внешних факторов на качество воды, ограниченность водопотребления из закрытых водоисточников;
— дефицит источников теплоснабжения в отдельных районах города;
— перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
— медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энергосберегающих, малоотходных технологий, в том числе в строительстве, применение материалов, сырья, продуктов, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, чрезвычайно стабильных веществ, требующих специальных технологий утилизации;
— снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей и основного энергетического оборудования;
— снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения (бани, прачечные, химчистки и др.);
— возрастающий уровень утечек в сетях тепло- и водоснабжения, приводящий к вымыванию грунта и образованию провалов;
— старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной постройки и полносборных домов первого поколения, а также инженерной инфраструктуры города.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз коммунально-бытового и жилищного характера, являются:
— ослабление материально-технической базы жилищного и коммунально-бытового обеспечения из-за низкой платежеспособности населения, отсутствие надежной системы резервного водоснабжения;
— старение и износ газовых, водопроводных, тепловых и других инженерных сетей и сооружений;
— неполная закольцованность сетей теплоснабжения;
— резкое обмеление источников питьевого водоснабжения;
— недостаточное наличие или полное отсутствие резервных и аварийных источников водо- и теплоснабжения;
— невозможность использования альтернативных энергоресурсов (ветровой, солнечной, геотермальной энергии и др.).
Реализация указанных угроз может привести:
— к резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических сетях города;
— к деформированию жизнедеятельности населения и функционирования экономики города;
— к дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня инфекционных заболеваний;
— к снижению уровня жизнеобеспечения населения столицы при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засухой;
— созданию нестабильной социальной обстановки.
Техногенные угрозы
Наличие большого количества взрыво-, химически-, радиационно-и пожароопасных предприятий, огромной транспортной сети, обширной техносферы в городе обусловливает высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф.
К основным техногенным угрозам относятся вероятность возникновения:
— аварий с выбросом химически опасных веществ в районах проживания населения (хлор, аммиак, окись азота и др.) и образованием зон химического заражения;
— радиационных аварий на ядерных установках и других объектах использования атомной энергии с образованием обширных зон радиоактивного загрязнения;
— аварий на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте с выбросом опасных веществ и возникновением обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания;
— крупномасштабных пожаров в местах концентрированного проживания и нахождения населения;
— зон затопления вследствие разрушения водоограничительных устройств на каналах;
— транспортных аварий на метрополитене;
— аварий на коммунально-энергетических сетях.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение техногенных угроз, являются:
— повышенная концентрация потенциально опасных объектов;
— старение основных производственных фондов;
— сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов;
— увеличение количества ядерных и радиационных установок, не задействованных в производстве и исследованиях;
— падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы;
— появление большого количества мелких производителей вне надзорного поля;
— отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные вещества в черте города;
— недостаточная эффективность системы защиты населения и реагирования на чрезвычайные ситуации на городском уровне (автоматизированных систем обнаружения и оповещения, локализации и ликвидации последствий аварий).
Реализация техногенных угроз может привести:
— к гибели и потере здоровья промышленно-производственного персонала и проживающего вблизи опасных объектов населения;
— к росту травматизма на производстве;
— к уничтожению значительных материальных ценностей, большому экономическому ущербу;
— к разрушению среды жизнеобитания человека с усилением социально-политических и экономических угроз.
Военные угрозы
Москва и многие ее объекты могут стать первоочередными целями вооруженного воздействия.
К основным военным угрозам относятся:
— возможность применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также систем высокоточного оружия и обычных средств поражения повышенной мощности в современной войне.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение военной угрозы, являются:
— расширение круга государств, обладающих ядерным и другими видами оружия массового уничтожения;
— незавершенность процесса реформирования военной организации государства;
— статус города как столицы государства, определяющий вероятность нанесения по нему ударов в первую очередь;
— снижение возможностей противовоздушной обороны города;
— снижение эффективности системы гражданской обороны.
Реализация военной угрозы может привести:
— к массовому поражению населения;
— к нарушению управления городом;
— к разрушению жизненно важных объектов;
— к снижению до критического уровня жизнеобеспечения населения.
Природные угрозы
В целом Москва располагается в достаточно спокойной (относительно природных катастроф) зоне. Однако усиливающееся воздействие московской агломерации на природную среду может привести к катастрофическим проявлениям.
К основным природным угрозам относятся:
— возможность подтопления территории города;
— возникновение карстово-суффозионных процессов — провалов на поверхности земной коры;
— появление оползней;
— вероятность обильных снегопадов и затяжных дождей, ураганов, обледенения дорог и токонесущих проводов;
— задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров в Московской области.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение природных угроз, являются:
— длительные периоды с низкими отрицательными температурами;
— недостаточная развитость системы мониторинга окружающей среды;
— изношенность ливневых канализаций, особенно в центре города;
— наличие значительного количества подземных выработок и сооружений.
Реализация указанных угроз может привести:
— к гибели и потере здоровья большого числа жителей города;
— к значительному ущербу для производственного и жилого фондов, культурных ценностей;
— к нарушению нормальной жизнедеятельности города.
Экологические угрозы
Охрана среды обитания от негативного, разрушительного воздействия общества — производства и потребления, аварий и катастроф и т.п. — является для всех крупнейших городов мира проблемой первостепенной важности.
Природа в условиях урбанизированного мегаполиса не в состоянии без помощи человека противостоять последствиям антропогенного воздействия.
К основным экологическим угрозам относятся:
— критическое состояние атмосферы, рост до опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, оксида, диоксида углерода и др.) в воздушном пространстве города, недопустимый уровень загрязненности воздуха;
— загрязнение до критических уровней сточными водами и вредными выбросами гидросферы, опасные загрязнения не только поверхностных, но и подземных вод;
— техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промышленных и бытовых отходов;
— превышение допустимой в продуктах питания концентрации опасных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы, консерванты и др.);
— угроза воздействия на население и территорию города аварий и стихийных бедствий, происходящих на территориях Московской и других областей.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологической угрозы, являются:
— невыполнение природоохранного законодательства, отсутствие контроля за газоочистными установками и системой их эксплуатации;
— проникновение технологий, не обеспечивающих безопасность природы и человека;
— интенсивное снижение площади лесопарковых зон и зон озеленения в городе;
— применение коммунально-бытовыми службами веществ, приносящих вред окружающей среде;
— увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязненности в выхлопных газах.
Реализация экологических угроз может привести:
— к увеличению числа заболеваний;
— к сокращению продолжительности жизни людей;
— к обострению противоречий между производством и природоохранной деятельностью.
Угрозы эпидемиологического характера
Создание благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки является непременным условием жизнедеятельности большого города.
К основным эпидемиологическим угрозам относятся:
— вспышки инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи;
— рост кожно-венерологических заболеваний и заболеваний СПИДом;
— рост острых кишечных заболеваний, заболеваний туберкулезом и вирусным гепатитом;
— возможность вспышек особо опасных инфекционных заболеваний.
Основные предпосылки, усугубляющие возникновение угроз эпидемиологического характера:
— рост социально неблагополучного контингента жителей (беженцы, переселенцы, лица БОМЖ и др.);
— ухудшение социально-экологических, жилищно-бытовых условий жизни значительной части жителей;
— усиление миграционных процессов, что способствует снижению уровня иммунизации населения, в первую очередь детей;
— слабая профилактика инфекционных заболеваний;
— наличие в столице учреждений, работающих с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, и возможность распространения таких инфекций вследствие снижения трудовой и производственной дисциплины или террористического акта;
— децентрализованная поставка большого количества скоропортящихся продуктов питания, импортных продуктов с просроченными сроками реализации и продуктов низкого качества;
— резкое расширение уличной торговли, в том числе несанкционированной, при которой отсутствуют необходимые санитарно-гигиенические условия реализации и хранения продукции;
— социальное расслоение населения, упадок нравственности, рост проституции и наркомании;
— резкое увеличение числа москвичей, выезжающих за границу, в том числе в страны Азии и Африки;
— рост численности иностранных туристов.
Реализация указанных угроз может привести:
— к увеличению смертности;
— к возникновению эпидемий опасных и особо опасных инфекционных заболеваний;
— к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней продолжительности жизни.
Экономические угрозы
Проблемы экономических условий жизни общества в современных условиях приобрели особую остроту. Экономическая защищенность каждой отдельной личности — важнейшая характеристика устойчивого и стабильного развития общества в целом.
К основным экономическим угрозам относятся:
— одновременный резкий спад промышленного производства и недопотребление основной массой населения товаров и услуг;
— неоправданный рост цен на энергоресурсы;
— возрастание стоимости услуг внутригородского транспорта;
— разрыв сложившихся хозяйственных связей;
— нарушение сферы денежного обращения (нехватка «живых» денег);
— рост экономических преступлений;
— ослабление творческой и трудовой активности населения;
— большая зависимость города от поставок зарубежных стран, недостаточная кооперация с предприятиями Подмосковья, ближайших регионов и ближнего зарубежья;
— снижение уровня качества продукции и ее конкурентоспособности;
— недостаточная надежность энергоснабжения ответственных потребителей, недостаточные запасы топлива и резервных источников энергоснабжения;
— перегруженность транспортных магистралей;
— низкая живучесть системы связи в условиях нарушения энергоснабжения;
— переход части торговых центров под контроль отдельных группировок и криминальных структур.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз экономического характера, являются:
— диктат инфляционного и спекулятивного капитала;
— преобладание частных и корпоративных интересов над общественными;
— криминализация экономики;
— недостаточная эффективность действующих методов государственного регулирования в сфере экономики;
— высокий уровень монополизации экономики и производства;
— диктат иностранной валюты над рублем;
— переход от нормальных товарно-денежных отношений к методам взаимозачетов долгов и другим подобным формам экономических отношений;
— выезд за рубеж квалифицированных инженерно-технических и научных кадров;
— стагнация наукоемких производств и производств с передовыми технологиями;
— резкое отличие уровня оплаты труда работников в различных сферах экономики и организациях различных форм собственности;
— нерегулируемость производственно-хозяйственных связей субъектов собственности;
— отказ федеральных органов от финансирования затрат Москвы как столицы России.
Реализация указанных угроз может привести:
— к цепному процессу реализации угроз социального, политического, экологического и техногенного характера;
— к голоду и разрухе, массовой безработице, резкому снижению жизненного уровня;
— к экономическому кризису в городе.
Угрозы социального характера
Угрозы социального характера города являются приоритетными при рассмотрении всего спектра возможных угроз. Угрозы в этой сфере могут привести к нарастанию до критической черты социальной напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противоречий среди различных слоев городского населения.
К основным социальным угрозам относятся:
— расслоение общества на узкий круг богатых и широкую массу малообеспеченных граждан;
— возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной основе, особенно на основе этносоциальной стратификации (закрепление престижных и социально значимых видов деятельности за определенными национальностями);
— возрастание уровня безработицы трудоспособных граждан, особенно среди молодежи, научно-технических и научных работников, военнослужащих, уволенных с действительной военной службы;
— снижение уровня образования и грамотности, интеллектуального потенциала и культуры населения;
— появление напряженности среди части населения на почве религиозной нетерпимости;
— снижение уровня духовной сферы жизни города, обусловленное духовной экспансией извне, необходимостью смены одних духовных ориентиров на другие;
— снижение уровня удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг;
— снижение уровня здоровья населения города вследствие несовершенства системы здравоохранения, возрастание потребления алкоголя, табака и наркотических веществ, резкого ухудшения условий и охраны труда, интенсификации трудового процесса;
— возрастание возможностей возникновения эпидемий.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение социальных угроз, являются:
— большая численность населения города и высокая плотность его проживания;
— высокая доля жителей преклонного и пенсионного возраста;
— постоянный приток населения извне с другим (отличным от коренных жителей) менталитетом и образом жизни, большая миграция населения внутри московского мегаполиса (рабочая сила, дачники и т.д.);
— проникновение в среду жителей большого количества религиозных конфессий, противоречащих строю, укладу и образу жизни жителей Москвы;
— переход от лечебно-профилактической медицинской помощи к экстренной медицине;
— коммерциализация сети здравоохранения и аптечной сети;
— отсутствие равных экономических возможностей жителей Москвы в получении образования и реализации своих возможностей;
— недостаточность слоя среднего класса, являющегося гарантом стабильности общества;
— относительно высокие цены на продовольствие и товары повседневного спроса, жилье в Москве по сравнению с другими городами и местностями России;
— высокая доля зарубежных поставок продовольствия и товаров повседневного спроса.
Реализация указанных угроз может привести:
— к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней продолжительности жизни, уменьшению рождаемости, ухудшению других демографических показателей;
— к глубокому расслоению городского общества на различные слои и группы (по экономическому положению, национальной принадлежности, религиозным убеждениям и т.д.) и возникновению на этой почве трудноразрешимых конфликтов и массовых беспорядков;
— к созданию предпосылок для углубления опасных негативных тенденций (пьянство, наркомания, преступность, в том числе детская, проституция);
— к снижению общего среднего уровня нравственных устоев жителей.
Угрозы политического характера
Москва является столицей государства. Это требует особого внимания к угрозам политического характера. В условиях отсутствия господствующей идеологии существующий плюрализм мнений и идейных течений может привести к нарушениям в устойчивом развитии города, потере обществом политической управляемости и разрушению всей политической системы государства.
К основным угрозам политического характера относятся:
— возникновение экстремистских политических течений и группировок;
— противоправная деятельность некоторых политических и общественных объединений, использующих насилие как средство политической борьбы;
— тенденция к отстраненности основной части населения от политической жизни города, «политическое равнодушие» наряду с повышенной политизацией некоторых групп населения;
— возможность перерождения политики в «элитарную политику» или, наоборот, в «политику толпы».
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз политического характера, являются:
— смена идеологических ориентиров, выработка новых идеологических ценностей, непонятных и недоступных широким массам;
— относительная легкость регистрации и законного оформления различных общественных и политических организаций (партий, союзов, фондов и т.д.) без учета общественного мнения;
— деятельность общественных и политических организаций вне всякого контроля общества;
— переход средств массовой информации под контроль отдельных лиц и группировок, ослабление контроля со стороны общественности за деятельностью этих средств;
— низкая политическая культура масс.
Реализация указанных угроз может привести:
— к превращению самой политики в ущербное и опасное для существования и развития общества средство;
— к разрушению механизма выработки и проведения в жизнь политики, отвечающей интересам стабильного и устойчивого развития Москвы.
Информационные угрозы
В современных условиях создание развитой и защищенной информационной среды является одним из важнейших направлений обеспечения общей безопасности города.
Наличие в Москве мощной информационно-ресурсной базы, пересечение многочисленных информационных потоков, имеющих не только городское, общероссийское, но и международное значение, обусловливает особую актуальность проблем информационной безопасности.
К основным информационным угрозам относятся:
— неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией;
— создание и провоцирование социальной, межнациональной, религиозной напряженности;
— манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
— утрата сведений из информационных ресурсов в важнейших сферах политической, экономической, научно-технической и военной информации;
— распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети;
— искажение исторического опыта, экономического уклада и национальных традиций народа;
— возможность нарушения информационных систем и структур, разрушение их или искажение в работе через специальные средства воздействия.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение информационной угрозы, являются:
— монополизация информационной среды определенными группами и кланами;
— информационная экспансия ряда развитых стран, осуществляющих глобальный мониторинг мировых политических, экономических, военных, экологических и других процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;
— низкая правовая и информационная культура жителей города;
— расширяющаяся кооперация с зарубежными фирмами в развитии информационной инфраструктуры;
— недостаточная нормативная правовая база в сфере информационных отношений;
— недостаточное регулирование органами городского управления процессов функционирования и развития рынка средств информации, информационных услуг и продуктов;
— широкое использование в сфере управления и кредитно-финансовой сфере не защищенных от утечки информации импортных технических и программных средств.
Реализация указанных угроз может привести:
— к подрыву на международном уровне авторитета города как политического, экономического и культурно-духовного центра;
— к созданию атмосферы напряженности и политической нестабильности;
— к дискредитированию органов управления и провоцированию конфликтов;
— к снижению темпов научно-технического развития;
— к нанесению значительного экономического ущерба.
Угрозы психологического характера
Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, а также особенности жизни и быта в условиях мегаполиса Москвы вычленяют угрозы психологического характера в самостоятельный фактор опасности для личности, социальных групп и города.
К угрозам психологического характера относятся:
— рост психологической напряженности населения вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в городе, в коллективах, на производстве, в семьях;
— повышение психологической напряженности у населения вследствие усиления ощущения социальной незащищенности: у детей — от невозможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев населения — от отсутствия материальной обеспеченности; у пожилых ветеранов войны и труда — от ощущения бессмысленности прожитых лет и борьбы за попранные идеалы; у производственников — от отсутствия зарплаты и от неуверенности в завтрашнем дне и т.д.;
— противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций;
— информационное навязывание и финансовое подкрепление «западных» стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание жителей города без учета особенностей российского менталитета;
— «зомбирование» сознания людей рекламным бизнесом и психотропными методами воздействия;
— утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров;
— потребительское отношение к Москве как «пространству», где можно обрести финансовую независимость и иные материальные блага, особенно у приезжих и у некоренных жителей Москвы;
— изменение жизненных ценностей в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
— рост числа психических заболеваний;
— рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
— формирование культа богатства (за счет приобретения материального благополучия любыми средствами), агрессии и насилия как наиболее современных жизненных ценностей и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угрозы психологического характера, являются:
— рост напряженности и нестабильности экономической, финансовой, криминогенной ситуации в городе, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т.д.;
— разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения жителей Москвы в единую социальную общность с единым и достойным уважения менталитетом «москвича — жителя столицы»;
— отсутствие психологической культуры у представителей органов власти и у населения в целом;
— социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;
— снижение гуманитарной культуры, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет — соборность, западный — индивидуализм);
— недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта жителей (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т.д.);
— резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);
— агрессивность информационной видеосреды.
Реализация угроз психологического характера может привести:
— к нарушению психического здоровья определенной части жителей Москвы;
— к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.
Предельные показатели нарастания угроз
Предельными показателями нарастания опасных процессов, за которыми наступает эскалация разрушения и деградация, исходя из национального опыта и опыта зарубежных стран, могут служить:
В год
— уровень падения промышленного производства — 30-40%
— доля импортных продуктов питания — 30%
— доля экспорта высокотехнологичной продукции — 10-15%
— доля от валового продукта ассигнований
на науку — 2%
— соотношение доходов 10% самых богатых и 10%
самых бедных групп населения — 10:1
— доля населения, живущая за порогом бедности — 10%
— соотношение минимальной и средней зарплаты — 1:3
— уровень зарегистрированной и скрытой
безработицы — 8-10%
— ожидаемая продолжительность жизни населения — 65-70 лет
— суммарные поступления от экологических
платежей (в % от валового продукта) — 5%
— природоохранительные затраты на экологию
в валовом продукте — 5%
— уровень преступности (количество преступлений
на 100 тысяч человек населения) — 5-6 тысяч
— уровень потребления алкоголя — 8 л
абсолютного
алкоголя
на 1 чел.
— доля граждан, выступающих за кардинальное
изменение политической системы — 40%
— уровень доверия населения к органам власти — 20-25%
4. Долгосрочные и приоритетные цели и принципы
обеспечения безопасности города
Главной стратегической целью обеспечения безопасности Москвы является создание и поддержание такого политического, экономического и социального положения города, которое создавало бы благоприятные условия для устойчивого развития личности, общества и города, превращения Москвы в один из самых безопасных городов мира для проживания и деятельности его жителей и гостей и исключало бы опасность ослабления роли и значения Москвы как столицы России, одного из ведущих политических, экономических, деловых, научных и духовно-культурных центров мира.
Приоритетными целями, реализующими стратегическую цель, являются цели, обеспечивающие такое политическое и социально-экономическое положение города, при котором достигнуто и обеспечивается:
— неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, высокий уровень правопорядка, отсутствие экстремистских организаций;
— оздоровление и стабилизация социально-экономической обстановки, устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства, выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, широкое внедрение прогрессивных наукоемких технологий;
— высокий уровень и высокое качество жизни всех категорий граждан, полное решение жилищной проблемы для коренных жителей столицы, достаточное количество рабочих мест и низкий уровень безработицы, высокий уровень минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий;
— высокая степень социального равенства, высокая система образования, доступность образования и медицинского обслуживания;
— низкий уровень преступности, прежде всего организованной, низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере, высокий уровень личной безопасности граждан, высокий уровень противодействия терроризму;
— благополучная экологическая обстановка, высокий уровень природоохранной деятельности;
— низкий уровень информационных и психологических угроз;
— приемлемый уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, низкий уровень социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, высокая эффективность системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени; высокая надежность и устойчивость систем жизнеобеспечения города.
Реализация целей, обеспечивающих безопасность города, разработка и осуществление мероприятий по их выполнению должны проводиться в соответствии с основными принципами:
— принцип всеобщей обязательности — обеспечение безопасности города должно являться обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого жителя города;
— принцип правовой обусловленности — обеспечение безопасности города должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими законодательными и правовыми актами Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Уставом города Москвы и законами города Москвы;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— принцип универсальности — мероприятия по обеспечению безопасности города организуются и осуществляются с учетом возможности реализации любого из разумно вероятных видов угроз;
— принцип превентивности — мероприятия по обеспечению безопасности города организуются прежде всего в интересах предупреждения угроз, осуществляются заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием их объема и интенсивности;
— принцип разумной достаточности — мероприятия по обеспечению безопасности города планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков и экономической обоснованности;
— принцип дифференцированности — характер, объем, сроки и порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности города должны соответствовать особенностям каждого административного округа и городского района, предприятия, организации, учреждения и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
— принцип разграничения функций — обеспечение безопасности города строится на разделении полномочий между органами государственной власти, органами местного управления, администрацией предприятия, организации, учреждения, на сочетании централизма в управлении мероприятиями с обязательным активным управлением их осуществления во всех звеньях.
5. Основные направления обеспечения безопасности города
Деятельность по обеспечению безопасности города должна осуществляться по следующим основным направлениям:
— завершение реформирования командно-административной системы в демократическую, основанную на идеях национального возрождения, приоритета прав и свобод личности при соблюдении социальных гарантий и условий безопасной жизнедеятельности каждого гражданина;
— восстановление и развитие экономического и научного потенциала Москвы;
— создание условий, стимулирующих дальнейшее развитие культуры, образования, науки и спорта;
— охрана и сбережение национальных ценностей;
— стабилизация и подъем уровня жизни населения города, обеспечение его социальной защиты;
— внедрение новых механизмов городской экономической политики (нормативная и правовая база, экономические методы, система экологического мониторинга, экологическая экспертиза);
— активное взаимодействие с федеральными органами и организациями по проблемам безопасности Москвы;
— обеспечение эффективной работы городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
— усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью;
— преодоление криминализации экономики, контроль и пресечение источников легализации преступных доходов;
— охрана здоровья.
На современном этапе в Москве первоочередными для разработки стратегии реализации настоящей Концепции и соответствующих программных мероприятий являются следующие приоритеты:
— повышение эффективности противодействия террористической деятельности;
— снижение уровня криминализации;
— обеспечение безопасности в жилищно-коммунальной сфере;
— переход на новые принципы градостроительства с учетом уровня техногенного и природного рисков;
— повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрыва, пожара, выбросов опасных веществ);
— совершенствование городской системы мониторинга состояния безопасности Москвы;
— развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— развитие московской нормативной правовой базы в области безопасности города;
— обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения.
При этом основными мероприятиями по обеспечению безопасности города являются:
В области предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий:
— выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;
— идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан террористических настроений и намерений;
— правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических групп и организаций;
— недопущение ввоза в город средств террористической деятельности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.);
— создание общегородской системы оперативного пресечения террористических действий;
— проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений;
— создание системы кризисного управления на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации его последствий;
— организация эффективного взаимодействия всех федеральных и городских структур, участвующих в контртеррористической деятельности;
— совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;
— совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоактивных и химических веществ и биологических агентов;
— формирование городских специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования;
— повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма.
В области общественной безопасности, правопорядка и информационной безопасности:
— разработка правовых и административных мер по недопущению целенаправленного психологического воздействия на людей через средства массовой информации;
— изъятие незаконно хранящегося оружия у населения;
— искоренение случаев срастания преступных сил с властными структурами;
— усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах экономики;
— пресечение деятельности групп и группировок, провозгласивших решение политических, социальных и хозяйственных задач террористическими методами;
— проведение планомерной работы по ликвидации криминальных группировок и изоляции преступных авторитетов, сокращению детской преступности, недопущению вовлечения детей и подростков в криминальную сферу;
— взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и мест города;
— развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и распространения наркотиков.
В области природно-техногенной безопасности и в градостроительной политике:
— переход на новые принципы градостроительства, разработанные в Концепции законодательной и нормативной базы развития Генерального плана Москвы в области градостроительства с внедрением и реализацией в ней вопросов безопасности города;
— разработка и внедрение мероприятий по снижению дефицита источников и подачи питьевой воды;
— перепрофилизация или снижение степени опасности взрыво-, радиационно-, химически-, пожароопасных объектов и производств;
— освобождение от застройки санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов, запрет и санкции против их дальнейшей застройки;
— ужесточение порядка перевозки опасных грузов внутри города;
— завершение сноса при реконструкции физически устаревших зданий и жилых домов;
— проведение работ по обеззараживанию производственных площадей при сносе, реконструкции, перепрофилировании объектов, отдельных участков, применяющих (производящих) опасные вещества, а также при работе с возбудителями инфекционных болезней;
— учет при промышленно-гражданском строительстве геологических аномалий с вероятными катастрофическими проявлениями;
— сокращение применения аммиака на объектах, имеющих его в технологическом производстве;
— вывоз и захоронение в специальных местах радиоактивного мусора с городских свалок;
— развитие коммунально-энергетических и транспортных структур с учетом эффективного действия в условиях аномальных погодных проявлений;
— запрет на строительство новых и расширение существующих производств, представляющих потенциальную опасность для города;
— вывод опасных производств за пределы города;
— совершенствование Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативного правового обеспечения ее деятельности.
В экологической области:
— совершенствование административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью, природоохранительного законодательства и экологических стандартов;
— снижение техногенного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
— увеличение площади зеленых насаждений в черте города;
— широкое участие общественности в принятии и реализации решений, оказывающих влияние на состояние окружающей среды;
— развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды и контроля за источниками загрязнения;
— совершенствование эколого-просветительской деятельности и системы непрерывного экологического образования для формирования у граждан бережного отношения к природе.
В области военной безопасности:
— поддержание гражданской обороны города на уровне, обеспечивающем эффективную защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— активная реализация положений и норм Федерального закона «О гражданской обороне» и других нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам гражданской обороны;
— поддержание мобилизационной подготовки города на уровне требований Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
— принятие мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время;
— организация тесного взаимодействия с органами военного командования, отвечающими за безопасность Москвы в военное время, оказание им всемерной помощи в выполнении возложенных на них функций;
— активное проведение оборонно-массовой работы среди населения, и особенно среди молодежи.
В экономической области:
— ограничение концентрации производства в отдельных промышленных зонах города;
— перевод трудоемких, энерго- и ресурсоемких производств на более прогрессивные и высокотехнологичные с учетом мирового опыта;
— проведение комплекса мер по снижению дефицитности энергосистемы города;
— исключение из сферы товарно-денежных отношений «черных касс», перевод всей системы взаиморасчетов через банковские учреждения;
— организация городской поддержки товаропроизводителей;
— проведение приватизации и акционирования с учетом интересов города и населения;
— обеспечение конкурентоспособности предприятий города, содействие процессам их реформирования;
— содействие финансовому обеспечению программ развития промышленных предприятий;
— укрепление производственно-экономических связей с регионами России и странами ближнего зарубежья;
— развитие выставочной деятельности, сферы услуг, создание условий для привлечения туристов;
— дальнейшее развитие транспортных магистралей с обеспечением нелимитированных входов и выходов транспортных потоков и их обхода вокруг города.
В социально-политической сфере:
— разработка и реализация программ по внедрению идей культурного и здорового образа жизни;
— введение дифференцированной оплаты за коммунальные и транспортные услуги различным категориям населения в соответствии с уровнем их доходов;
— развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки, организация общественных работ с целью максимальной занятости трудовых ресурсов;
— реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;
— оптимизация соотношений государственной, муниципальной и частной собственности в создании текущих запасов и организации торговли продуктами питания и предметами первой необходимости;
— расширение сети благотворительных фондов, осуществление регулярного общественного контроля и контроля городских властей за их деятельностью;
— увеличение доли государственной и городской поддержки дошкольных учреждений и учебных заведений, увеличение сети бесплатных спортивных и оздоровительных детских учреждений;
— улучшение условий для здорового отдыха горожан, создание индустрии развлечений как альтернативы бесцельному времяпрепровождению, пьянству, наркомании;
— реализация комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы;
— расширение сети бесплатных столовых, мест для ночлега и центров социальной реабилитации;
— организация цивилизованного диалога с оппозицией, перенос центра политических дискуссий с площадей и улиц в организованные формы (специальные политические центры, средства массовой информации и т.д.);
— обеспечение уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения не ниже прожиточного минимума.
В области подготовки населения по проблемам безопасности:
— психологическая подготовка и тестирование (на предмет профессионального соответствия) специалистов, работающих на предприятиях, связанных с химическим, атомным, пожаро- и взрывоопасным производством;
— подготовка для потенциально опасных объектов психологов, обеспечивающих возможность релаксационных и реабилитационных занятий с работающими на них специалистами;
— разработка методов и приемов информационного (зрительного, слухового) психологического воздействия, учитывающих возрастные особенности населения;
— организация рекламы, направленной на расширение знаний о Москве, просвещение населения о поведении при различных чрезвычайных ситуациях;
— создание на радио и телевидении цикла передач, в том числе по различным аспектам обеспечения безопасности;
— разработка и распространение учебных пособий, популярной литературы, игр (в том числе компьютерных) по основным правилам обеспечения безопасности на бытовом уровне;
— создание сети специализированных магазинов по реализации населению бытовых приборов, средств защиты и профилактических медицинских препаратов;
— введение обязательной, общей и специальной подготовки руководящих работников, специалистов и различных групп населения для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
В организационной сфере:
— разработка стратегии обеспечения безопасности Москвы на основе данной Концепции;
— закрепление ответственности на всех уровнях управления за реализацию Концепции и стратегии обеспечения безопасности Москвы;
— совершенствование нормативной правовой базы по регулированию и управлению безопасностью Москвы.
6. Организация системы обеспечения безопасности города
Система обеспечения безопасности Москвы — это совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и граждан города, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственное участие в реализации целей и задач безопасности города.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
Цель функционирования системы обеспечения безопасности города: на основе объединения усилий всех органов управления, сил и средств системы безопасности в ходе функционирования и развития города, его инфраструктуры и отраслей, реализации социально-экономических и природоохранных программ обеспечить условия общественно приемлемой безопасности личности, населения и города в целом от всех угроз в мирное и военное время.
Назначение системы обеспечения безопасности — организовывать, осуществлять и контролировать состояние и достижение необходимого уровня безопасности для граждан, социальных групп и города в целом.
Основными задачами системы обеспечения безопасности являются:
— выявление и изучение угроз безопасности личности, обществу, городу;
— анализ факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности города;
— выявление и определение реального состояния безопасности города по всем видам угроз;
— разработка городских законодательных правовых актов, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и реализацию системы безопасности Москвы;
— разработка мероприятий по достижению целевых параметров в безопасности города;
— разработка и реализация целевых, научно-технических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий обеспечения безопасности;
— выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий обеспечения безопасности;
— совершенствование системы координации деятельности и взаимодействия контрольных органов и общественных организаций, осуществляющих надзор за состоянием безопасности;
— создание общегородской системы органов управления, сил и средств для действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с опасностью для личности, социальных групп и города в целом;
— поддержание в готовности указанных сил и средств для немедленных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— подготовка и оснащение сил для экстренного реагирования при возникновении реальной опасности для личности и города в целом;
— организация обеспечения действий указанных сил и средств в чрезвычайных ситуациях, связанных с опасностями для личности, социальных групп и города в целом.
Структура системы обеспечения безопасности города включает:
— органы государственной власти города Москвы, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций (Московская городская Дума, Правительство Москвы, префектуры административных округов, управы районов, руководство ведомств);
(дефис в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
— администрацию объектов экономики и инфраструктуры города, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угрозы;
— силы и средства, которые создаются для обеспечения безопасности;
— органы местного самоуправления (муниципальные Собрания, муниципалитеты).
(дефис введен постановлением Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
Органы государственной власти города Москвы, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций (Московская городская Дума, Правительство Москвы, префектуры административных округов, управы районов, руководство ведомств), в пределах своей компетенции:
(абзац в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— определяют направления, пути и способы повышения безопасности личности, населения, экономики, окружающей природной среды, города в целом;
— принимают меры к совершенствованию и развитию нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области безопасности города;
— создают, совершенствуют и задействуют экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области безопасности;
— организуют и обеспечивают выполнение требований руководящих документов, вышестоящих органов и руководителей по вопросам безопасности;
— принимают меры к созданию, развитию и совершенствованию материально-технической базы для решения задач безопасности;
— обеспечивают руководство деятельностью подведомственных органов, сил и средств в области безопасности;
— принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
а) Московская городская Дума:
— принимает законодательные акты Москвы по вопросам безопасности;
— утверждает объемы ассигнований и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации мер безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономики города;
— устанавливает порядок предоставления льгот по городским налогам и сборам, другим обязательным платежам в целях стимулирования деятельности в области безопасности;
— устанавливает санкции, штрафы и иные виды ответственности граждан, должностных лиц, предприятий, организаций и учреждений за нарушения законодательства в области безопасности по вопросам, отнесенным к ведению города Москвы;
— входит в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой по вопросам безопасности;
— создает из числа депутатов Думы постоянные и временные комиссии по конкретным проблемам безопасности.
б) Органы местного самоуправления:
— осуществляют взаимодействие с органами государственной власти города Москвы по вопросам безопасности;
— издают правовые акты по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере обеспечения безопасности, организуют разработку проектов законов города Москвы и официальное внесение их в Московскую городскую Думу;
— обеспечивают осуществление мероприятий, направленных на создание и совершенствование системы безопасности, предупреждение опасностей и чрезвычайных ситуаций;
— организуют проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на территории района;
— принимают участие в организации мероприятий по физической, психологической, технической и информационной подготовке населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.
(п. «б» в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
в) Правительство Москвы:
— осуществляет общее руководство решением проблем безопасности, а также Московской городской системой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывает основные направления их развития и совершенствования;
— организует деятельность всех специальных органов управления безопасностью, в том числе Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы и Главного управления ГОЧС города;
— в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области безопасности и организует разработку проектов законов города Москвы и их официальное внесение в Московскую городскую Думу;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— обеспечивает мероприятия по исполнению на территории Москвы федерального и законов города Москвы в области безопасности, эффективное применение правовых и экономических механизмов в этой области;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— предусматривает при разработке проекта бюджета города объемы ассигнований на содержание и деятельность органов управления, ответственных за вопросы безопасности и подведомственные городу, проведение запланированных мероприятий безопасности и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, экономики и окружающей природной среды; организует контроль за эффективным расходованием этих средств;
— организует подготовку городского хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
— оказывает помощь в проведении указанных мероприятий на других объектах, расположенных на территории города, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно — правовой формы;
— разрабатывает и осуществляет городские целевые и научно-технические программы в области безопасности, осуществляет функции городского инвестора в их реализации;
— обеспечивает выполнение требований нормативных документов в области безопасности при разработке и реализации Генерального плана развития Москвы;
— принимает меры к повышению безопасности населения и экономики города в процессе разработки и реализации общегородских проектов и программ, направленных на решение экономических и социальных проблем;
— управляет силами и средствами безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, привлекаемыми к работам при угрозе или возникновении какой-либо опасности для населения и города в целом;
— создает резервы финансовых и материальных ресурсов города для ликвидации реальных угроз городу и чрезвычайных ситуаций;
— осуществляет меры по созданию и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны;
— организует и обеспечивает подготовку органов управления, сил и средств системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, обучение населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях.
г) Префектура административного округа:
— осуществляет общее руководство окружной подсистемой системы безопасности города и Московской городской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает их постоянную готовность;
— обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и правовых актов Москвы в области безопасности на территории округа;
— организует разработку окружных целевых программ в области безопасности, участвует в разработке аналогичных городских программ, обеспечивает их практическую реализацию на территории округа;
— принимает меры к повышению безопасности населения и экономики округа при согласовании проекта Генерального плана развития Москвы, при разработке и реализации иных проектов и программ экономического и социального характера; создает резервы финансовых и материальных ресурсов округа для ликвидации угроз безопасности округа и чрезвычайных ситуаций;
— принимает меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера;
— обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств округа для ликвидации угроз его безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях.
д) Управа района:
(абзац в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— осуществляет общее руководство районным звеном системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— руководит комиссией по чрезвычайным ситуациям управы района;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— организует деятельность отдела ГОЧС района;
— обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и правовых актов Москвы по вопросам безопасности на территории района;
— обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств района к действиям по предупреждению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций;
— обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на территории района, подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
— координирует и направляет работу в области безопасности территориальных подразделений городских служб и инспекций, а также контрольных органов города;
— участвует в разработке целевых городских и окружных программ в области безопасности;
— принимает меры по повышению безопасности населения района при разработке и реализации программ экономического и социального характера.
е) Ведомство:
— разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению безопасности и устойчивости отрасли в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
— разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам безопасности, обеспечивает разработку и реализацию мероприятий по повышению безопасности в подведомственном хозяйстве и по своим функциям в городе;
— финансирует и обеспечивает мероприятия по предупреждению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на объектах ведомства;
— организует и обеспечивает проведение в интересах ведомства научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам безопасности;
— обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах;
— обеспечивает выполнение ведомством производственных функций в чрезвычайных ситуациях;
— создает ведомственные резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций;
— обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств, необходимых для выполнения своих функций при возникновении опасностей и чрезвычайных ситуаций и при их ликвидации.
ж) Специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Кроме специально создаваемых органов управления для непосредственного обеспечения безопасности, в столице создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы, которая предназначена для координации деятельности всех городских служб в области обеспечения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы является органом при Правительстве Москвы, специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, который предназначен для организации и управления выполнением мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, надзора и контроля за выполнением указанных мероприятий и готовностью органов управления и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
з) Администрация объектов экономики и инфраструктуры города, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угроз:
— планирует и осуществляет необходимые мероприятия по защите работников и обеспечению функционирования организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований;
— обеспечивает организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Кроме того, дополнительно на потенциально опасных объектах:
— разрабатывает и реализует программы безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта;
— создает локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
— использует оборудование, технологии и материалы в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены;
— разрабатывает и реализует меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды;
— поддерживает на должном уровне квалификацию работающего персонала, осуществляет подбор и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;
— информирует органы управления Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, общественные организации и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подведомственном объекте и прилегающей территории.
и) Силы и средства, которые создаются для обеспечения безопасности.
Кроме специальных сил, которые создаются для непосредственного обеспечения безопасности, в столице имеются силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предназначены для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они включают в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями города, которые находятся в едином оперативном подчинении Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 1005-ПП)
В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом необходимой достаточности для выполнения аварийно-спасательных работ.
Порядок создания, оснащения, обеспечения, подготовки и использования сил обеспечения безопасности, а также вопросы льгот и стимулирования их деятельности регламентируются нормативными правовыми и методическими документами.
7. Реализация Концепции безопасности города
Сущность реализации Концепции безопасности Москвы заключается в разработке, установлении и обеспечении условий и порядка выполнения требований и положений Концепции.
Реализация Концепции безопасности Москвы организуется и осуществляется органами управления, силами и средствами, входящими в систему обеспечения безопасности Москвы.
Основными формами реализации Концепции безопасности Москвы являются:
а) совершенствование общегородской системы мониторинга состояния безопасности Москвы;
б) создание и совершенствование системы законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности города с учетом действующих федеральных документов в этой области;
в) разработка норм и требований, регламентирующих обеспечение безопасности города, позволяющих осуществлять контроль за ее состоянием;
г) разработка и реализация городских целевых программ в области обеспечения безопасности города, участие в реализации федеральных целевых программ в этой области;
д) проведение НИОКР по разработке эффективных средств, методов и способов обеспечения безопасности города;
е) разработка и внедрение мер экономического стимулирования осуществления мероприятий обеспечения безопасности города;
ж) создание экономических механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий в сфере безопасности города, внедрение страхования ответственности за причиненный ущерб;
з) разработка разделов градостроительной документации о защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
и) внедрение декларирования состояния безопасности и лицензирования деятельности, влияющей на безопасность города;
к) участие всех надзорных органов в проведении экспертиз научно-технических, социально-экономических, природно-экологических, оборонных и других программ;
л) осуществление контроля и надзора за деятельностью в области обеспечения безопасности города;
м) осуществление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности города;
н) информационное обеспечение реализации Концепции безопасности Москвы.
***
Реализация Концепции безопасности осуществляется через разработку и принятие стратегии обеспечения безопасности г. Москвы. В силу длительных сроков разрешения многих проблем безопасности стратегия должна предусматривать первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.