1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга критически важных  объектов  и  (или)  потенциально  опасных  объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

2. Роскосмосу совместно с  Минобороны  России,  МЧС  России,  МВД России,  ФСБ  России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной  власти  обеспечить  реализацию  Концепции  федеральной системы  мониторинга  критически  важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
27 августа 2005 г.
N 1314-р

КОНЦЕПЦИЯ федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов

I. Введение

1. Федеральная система мониторинга критически важных  объектов  и (или)   потенциально   опасных   объектов   инфраструктуры  Российской Федерации и опасных грузов (далее – система мониторинга)  осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера,     являющейся     функциональной     подсистемой    единой государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных ситуаций.

2. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного  характера,  а  также вызванных   проявлениями  терроризма  в  отношении  критически  важных объектов  и  (или)  потенциально   опасных   объектов   инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

3. Система мониторинга создается в интересах федеральных  органов исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых  находятся  вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных  объектов  инфраструктуры  Российской  Федерации, транспортировки  опасных  грузов  (далее  –  грузы)  и  (или)  вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз  техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

4. Настоящая Концепция определяет цели,  задачу, функции, состав, структуру,  основные  принципы и направления работ в области создания, использования и развития системы мониторинга.

II. Основные понятия

5. Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

“критически важные   объекты”   –   объекты, нарушение  (или прекращение)  функционирования  которых  приводит  к потере управления экономикой  страны,   субъекта   или   административно-территориальной единицы,  ее  необратимому  негативному изменению (или разрушению) или существенному  снижению безопасности   жизнедеятельности   населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;  

“потенциально опасные объекты  инфраструктуры Российской Федерации”    –    объекты, на  которых используют, производят, перерабатывают,  хранят,  эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные,    пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

“объекты” –  критически  важные  объекты и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

“грузы” –  опасные вещества, материалы,   изделия и  отходы производства,   которые   вследствие   их  специфических  свойств  при транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью людей,   вызывать   загрязнение   окружающей   среды,   повреждение  и уничтожение  транспортных  сооружений  и  средств,   а   также   иного имущества;

“защищенность объектов и  грузов”  –  состояние,  при  котором  в отношении  объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения возникновения  потенциальной  опасности  и  преодоления  (снижения  до минимального   уровня)   негативных   последствий  кризисных  ситуаций природного и техногенного характера,  а также  вызванных  проявлениями терроризма;

“кризисная ситуация” – ситуация,  которая характеризуется  резкой сменой  состояния  параметров определенной группы внешних и внутренних процессов,  действующих  на  объекты  и  грузы,  протекает  в  течение короткого  времени  и  может  повлечь  или  повлекла за собой снижение защищенности объектов и грузов;

“мониторинг объектов  и грузов” – осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение,  измерение,  фиксация) и анализ  обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки  необходимых решений   для   предупреждения  и  ликвидации  негативных  последствий кризисных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера,  а  также вызванных проявлениями терроризма.

III. Цели, задача и функции системы мониторинга

6. Целями  создания системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты  и  грузы факторов  террористического,  техногенного  и  природного  характера и минимизация ущерба  от  кризисных  ситуаций  для  населения  страны  и окружающей среды.

7. Задачей системы мониторинга является информационная  поддержка разработки   и   реализации  мер  по  своевременному  прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз  и  кризисных  ситуаций  в  отношении объектов и грузов.

Объектом мониторинга является состояние защищенности  объектов  и грузов.

8. Система мониторинга должна обеспечивать  выполнение  следующих функций:

а) сбор,  обработка,  анализ,  хранение и передача  информации  о местоположении,  обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и  грузов,  маршрутах  транспортировки  грузов  и  других  необходимых данных;

б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и  реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной  транспортировки  грузов),  предупреждению  и  локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;

в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций  в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;

г) прогнозирование угроз объектам и грузам и  динамики  изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;

д) ведение информационных  баз  данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих  решений  по  защите  объектов  и грузов;

е) предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы    мониторинга,  обеспечение  защиты  этих  ресурсов от несанкционированного воздействия;

ж) формирование единого  информационного пространства системы мониторинга на  основе  унификации и совместимости  информационных, программных и аппаратных средств;

з) информационное обеспечение реализации международных  договоров и  соглашений  в  области  мониторинга  объектов и грузов,  участницей которых является Российская Федерация.

IV. Состав и структура системы мониторинга

9. Система мониторинга предполагает федеральный, межрегиональный, региональный,  муниципальный  и  объектовый уровни.  При этом в состав системы мониторинга каждого уровня должны быть включены:

а) центры системного мониторинга и оперативного управления (далее – центры мониторинга);

б) системы, комплексы и  средства получения  информации  об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;

в) системы и средства телекоммуникаций,  сбора, передачи данных и оповещения.

10. Основными   структурными   элементами   системы  мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры мониторинга   федеральных   органов   исполнительной  власти,  органов исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   и   органов местного самоуправления.

11. Объединение  информационных  ресурсов   центров   мониторинга различных  уровней  осуществляется  с  использованием систем и средств телекоммуникации,  при  этом  учитывается  необходимость   обеспечения конфиденциальности  информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных.

При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна быть предусмотрена  возможность информационного   взаимодействия   центров мониторинга различных  уровней с другими государственными и негосударственными информационными  системами  общего  и  специального назначения  Российской   Федерации,   а  также  с международными информационными системами.

Регламент информационного  взаимодействия устанавливается в соответствии  с  утверждаемым  Правительством  Российской  Федерации положением о   федеральной  системе  мониторинга  критически  важных объектов  и  (или)  потенциально  опасных объектов инфраструктуры Российской  Федерации  и  опасных  грузов  с  учетом  законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

V. Основные принципы системы мониторинга

12. При создании и использовании системы  мониторинга  необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи, а также ее структуры и характеристик:

уровню угроз в отношении объектов и грузов;

структуре и задачам федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного  самоуправления,  в  сфере  ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;

б) организационное,  информационное  и функциональное  единство системы мониторинга, основу которого составляют:

единая система классификации и кодификации  угроз  объектам  и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов;

базовые (типовые)   протоколы, алгоритмы   (программы)   сбора, обработки   и  обмена  информацией,  подготовки  и  автоматизированной поддержки принятия  и  реализации  управленческих  решений  на  основе данных мониторинга;

единая геоинформационная система;

в) иерархичность  построения системы мониторинга, возможность централизованного  и   санкционированного     децентрализованного использования ресурсов системы мониторинга;

г) рациональная функциональная совместимость центров  мониторинга различных уровней;

д) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение  совместимости элементов системы мониторинга,  возможности ее модульного наращивания и модернизации;

е) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава  пользователей системы  мониторинга  и   спектра оказываемых услуг;

ж) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны;

з) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга;

и) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая  ограниченный  доступ  к  циркулирующей  в   системе мониторинга информации;

к) недопущение зависимости  системы мониторинга от иностранных технологий.

VI. Основные направления работ в области создания, использования и развития системы мониторинга

13. Основными направлениями   работ в области создания, использования и развития системы мониторинга являются:

а) организационное и финансово-экономическое обеспечение  системы мониторинга;

б) совершенствование нормативно-правовой базы;

в) создание и внедрение перспективных  научно-технических разработок;

г) обеспечение национальной   безопасности   при  осуществлении мониторинга объектов и грузов.

14. В   области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:

а) разработка технико-экономического  обоснования мероприятий по созданию и  применению  системы  мониторинга,  комплексной  увязке  ее составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

б) анализ  иных систем мониторинга,   обеспечение   унификации технических и организационных решений;

в) выработка предложений  по  необходимым  объемам  и  источникам финансовых   средств   (бюджетных   и   внебюджетных),   их  выделению (привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию, использованию и развитию системы мониторинга;

г) включение работ по созданию и развитию системы  мониторинга  в федеральные и региональные целевые программы;

д) формирование института федеральных и  региональных  операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;

е) разработка и реализация  механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов  и грузов.

15. Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы являются:

а) обеспечение разработки  проектов   и   принятия   нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области мониторинга  объектов  и  грузов,  в  том  числе  в  отношении установления    ответственности    собственников   (балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих  их  организаций  за  несоблюдение установленных  мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и грузов;

б) гармонизация  нормативно-правовой  базы Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и международными договорами (соглашениями) в этой области;

в) введение  норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов  техническими системами,  комплексами и средствами мониторинга  их  состояния   (местоположения),   а   также   норм   их обязательной сертификации.

16. Основными направлениями деятельности  в  области  создания  и внедрения перспективных научно-технических разработок являются:

а) подготовка и внедрение технических регламентов  для  различных видов  деятельности  в  отношении  объектов  и грузов,  обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;

б) отработка  типовых  (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ;

в) разработка единой системы критериев и комплексных методик анализа   обобщенных  параметров  состояния  защищенности  объектов  и грузов, маршрутов транспортировки грузов;

г) обеспечение информационного обмена между центрами мониторинга различных уровней;

д) создание в рамках системы мониторинга специализированных средств сбора  и  передачи  информации,   функционирующих   на   всей территории Российской Федерации;

е) развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов;

ж) создание мобильных (перебазируемых)  центров мониторинга, обеспечивающих информационную поддержку  деятельности,  осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций;

з) формирование отечественной научно-технической  кооперации  в области  создания  и  использования  системы мониторинга,  в том числе определение  головных  организаций, объединяющих   разработчиков   и производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а также системы мониторинга.

17. Основными  направлениями  деятельности  в области обеспечения национальной безопасности при  осуществлении  мониторинга  объектов  и грузов являются:

а) обеспечение  государственного контроля  за  информационной  и научно-технологической безопасностью,  в том числе за достоверностью и полнотой  информационных ресурсов системы мониторинга;

б) разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам  системы мониторинга;

в) обеспечение  защиты  сведений, составляющих   государственную тайну,  и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия с международными и иностранными органами и организациями;

г) организация подготовки кадров в области создания, использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

Ваша реакция?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x